Лина+Гриша Певзнер ([info]ligrin) wrote,
@ 2008-06-02 23:30:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Яир Лапид, Загадка ненависти. (Перевод Ricky)
Я от этой темы обычно ухожу, а тут прислали нам эту статью, и захотелось почему-то поделиться.

***
Сто лет конфликта, 6 войн, миллиард долларов, выброшенных на ветер, сотни тысяч убитых, не считая мальчика, лежащего рядом со мной на скалистом берегу озера Керон в 82-м. Мы оба смотрели, как его кишки вываливаются наружу. Вертолет забрал его, и до сих пор я не знаю, жив он или мертв. И все же это невозможно понять.
Это не только то, что произошло, но и то, чего НЕ произошло - непостроенные больницы, неоткрытые университеты, непроложенные дороги, три года, вырванные армией из жизни миллионов молодых людей. И до сих пор ни намека на решение загадки, с которой все началось:
На этот раз я не имею в виду палестинцев. Наш с ними конфликт интимен и регионален, и напрямую влияет на их жизнь. Не затрагивая вопроса, кто прав, понятно, что у них есть причины не хотеть нашего пребывания здесь. Мы все понимаем, что в конечном итоге, так это и решится, между нами и ними, кровью, потом и слезами, которые запачкают страницы договора. Пока этого не случилось, это все-таки война, которую можно понять, хотя ни один вменяемый человек не поймет средств, которыми она ведется.
Это о других, которых понять нельзя. Почему Насралла, вместе с сотнями тысяч своих сподвижников, посвящает свою жизнь и свои несомненные спсобности, судьбу своей страны, войне со страной, которой никогда не видел, с людьми, которых никогда не встречал, с армией, с которой он не имеет ни малейшей причины воевать?
Почему иранские дети, которые даже не могут найти Израиль на карте (в основном, по причине его микроскопичеких размеров), сжигают его флаг на городской площади и предлагают покончить с собой ради его уничтожения?
Почему египетские и иорданские интеллектуалы натравливают наивных и беспомощных против мирных договоров, прекрасно понимая, что отмена мирных договоров отбросит их страны на двадцать лет назад? Почему сирийцы готовы оставаться убогой страной третьего мира ради сомнительного права субсидировать террористические организации, которые, в конечном счете, будут угрожать их же существованию? За что нас ненавидят в Ираке? В Судане? Что мы им сделали? Какое отношение мы вообще имеем к их жизни? Что они знают о нас? И почему нас ненавидят в Афганистане? Им там нечего есть, откуда у них силы ненавидеть?
Есть так много ответов на этот вопрос, и все же он остается загадкой. Да, это на религиозной почве, но и религиозные люди сами делают свой выбор. Коран (и Шариат- свод религиозных законов, как Шульхан Арух у евреев), содержит тысячи законов, почему же именно мы так их занимаем?
Есть немало государств, давших им веские причины для ненависти. Не мы вели крестовые походы, не мы правили колониями, никогда мы не пытались обратить их в иудаизм. Монголы, сельджуки, греки, римляне, крестоносцы, оттоманцы, англичане, все захватывали, разрушали, разграбляли весь регион.
Мы даже и не пытались, как же получилось, что именно мы - ВРАГ?
Если речь идет о солидарности со своими братьями - палестинцами, то где же саудовские тракторы, отстраивающие район Гуш Катиф? Что произошло с индонезийской делегацией, строящей новую школу в Газе? Где врачи из Кувейта с новейшим операционным оборудованием? Есть так много способов возлюбить брата своего, почему же они предпочитают помогать ему ненавидеть?
Это из-за чего-то, что мы сделали? Полторы тысячи лет антисемитизма научили нас (самым болезненным образом) тому, что есть в нас нечто, что раздражает весь мир. И тогда мы сделали то, чего все от нас хотели: ушли. Построили себе свое крохотное государство, в котором мы сможем доводить друг друга, не мешая другим. И даже не просили многого. Израиль простирается на территорию 1% от площади Саудовской Аравии. Ни нефти, ни полезных ископаемых. Не занимая территорию ни одного из существущих государств. Города, которые подверглись обстрелам на этой неделе, ни у кого не были отобраны. Нагария, Афула и Кармиэль вообще не существовали, пока мы их не основали. Остальные катюши ударили по местам, принадлежность которых нам никогда и никем не оспаривалась. В Хайфе жили евреи еще в 3-м веке до нашей эры, Тверия была местом последнего Синедриона, так что нельзя сказать, что мы отобрали их у кого бы то ни было.
Однако ненависть продолжается. Активная, ядовитая, непрерывная. В предудущую субботу президент Ирана Ахмениджад снова призвал "действовать во имя уничтожения Израиля", как-будто мы бактерии. Мы так к этому привыкли, что даже не спрашиваем почему.
Израиль не надеется и никогда не надеялся, что Иран исчезнет. Пока они этого хотели, мы поддерживали с ними дипломатические отношения. Между нами нет границы, или даже плохих воспоминаний. И все же они готовы бороться со всем западным миром, терпеть торговые эмбарго, ухудшать качество жизни, разрушить то малое, что осталось от их экономики за право горячо нас ненавидеть.
Я пытаюсь вспомнить и не могу: мы их чем-то обидели? Когда? Как? Почему он сказал в своей речи, что Израиль - главная проблема мусульманского мира? Более миллиарда людей живут в исламском мире, большая часть в жутких условиях. Они голодают, живут в нищете, безграмотны, страдают в кровопролитных конфликтах, от Кашмира до Курдистана, от Дарфора, умирающего от голода, до Бангладеш, истекающего кровью. С чего вдруг мы - их главная проблема? Каким образом мы им мешаем?

Я отказываюсь принять объяснения на уровне "Такие уж они есть". Это говорилось о нас так часто, что я уже сомневаюсь в этом утверждении. Должна быть причина получше, какая нибудь тайна, из-за которой жители Южного Ливана решают поджечь тихую границу, захватить солдат армии, которая уже давно ушла с их территории, превратить в руины свое государство, которое едва стало восстанавливаться после многих трагических лет.
Мы привыкли говорить себе предложения вроде "Это Иранское влияние" или "Сирия заправляет всем" - но это слишком простое объяснение. Что с ними? О чем они думают? Что с их надеждами, любовью, мечтами и стремлениями? Что с их детьми? Когда они разрушают жизни своих детей и посылают их умирать, неужели им достаточно сказать, что оно того стоило, только потому, что они до такой степени нас ненавидят?

Тут вечности запах томительный,
И свежие фрукты дешёвые,
А климат у нас – изумительный,
И только соседи – хуёвые.

Игорь Губерман



(17 comments) - (Post a new comment)


[info]bobka
2008-06-03 06:20 am UTC (link)
дельно. но ответа нет и не будет.

(Reply to this) (Thread)


[info]ligrin
2008-06-03 06:25 am UTC (link)
Увы.

(Reply to this) (Parent)


[info]meharher
2008-06-03 07:34 am UTC (link)
Голда Меир говорила:
- «Мир настанет тогда, когда арабские мамы будут любить своих детей больше, чем они ненавидят наших».
- «Я никогда не прощу арабам то, что они заставили наших детей учиться их убивать».

Первое из этих высказываний выражает всю суть проблемы (но и второе отражает ее весьма существенный аспект).

(Reply to this) (Thread)


[info]al_ta_hd
2008-06-03 10:08 am UTC (link)
!

(Reply to this) (Parent)


[info]ligrin
2008-06-03 12:32 pm UTC (link)
"Первое из этих высказываний выражает всю суть проблемы" - прибавить нечего.

(Reply to this) (Parent)


[info]hanka
2008-06-03 08:32 am UTC (link)
да...

(Reply to this) (Thread)


[info]ligrin
2008-06-03 12:33 pm UTC (link)
Увы.

(Reply to this) (Parent)


[info]grand_suslik
2008-06-03 11:27 am UTC (link)
Если у себя в стране хреново, а у соседей хорошо, то надо настучать, а если негде настучать, надо возненавидить.
Я считаю, что проблема в недостатке образования и ужасном образе жизни. Я немогу себе представить, что кто-то, кто хорошо живёт будет покупаться на 100 девственниц в раю.
На самом деле ответа нет исли послушать то дерьмо, которое рассказывает иранский президент, можно подумать, что он лишился ума. Каждый нормальный человек может лишь посмеяться над такой чушью.
:(

(Reply to this) (Thread)


[info]meharher
2008-06-03 12:05 pm UTC (link)
Увы, бытие, как мы можем наблюдать, отнюдь не определяет сознание.
Лондонские террористы происходят из благополучных семей, и у них не было проблем с образованием или языком.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ligrin
2008-06-03 12:42 pm UTC (link)
Увы, именно так.

(Reply to this) (Parent)


[info]ea_vsh
2008-06-07 12:35 am UTC (link)
Вот имено. И самоубийцы, утащившие с собой столько жизней 11 сентября, тоже были обеспеченные и образованные.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]meharher
2008-06-07 05:54 am UTC (link)
Верно,просто лондонский пример еще более разительный. Террористы 11 сентября приехали в Штаты сравнительно незадолго до теракта и специально ради него. Они не могли себя идентифицировать с Америкой, что дает тут хоть какую-то психологически-логическую зацепку. Лондонские же выросли в Англии и учились там. Но в отличие от сотен тысяч (если не миллионов) индийцев, родившихся и живущих в Англии, которых тоже никто не приглашает на обед в Виндзорский или Букингемский дворец, эти были готовы умереть, чтобы утащить с собой на тот свет как можно больше англичан.

Е.А., Ваш рассказ про Новый Год навел меня на мысль о народовольцах, которые были детьми преставителей высших классов России. Есть ли тут параллель? Да нет, наверное, все же те убивали отдельных сановников и царей, чтобы было "лучше жить несчастному народу", как они это понимали. Но они не собирались убивать всех и вся, да и любили жизнь.

Это различие напоминает старый (уж извините!) анекдот.

"Октябрьские дни. Престарелая графиня выглядывает из окон своего дома в Питере, услышав топот матросов и солдат на пути к Зимнему дворцу. Она спрашивает дворецкого: "А чего же хотят эти люди". "Они хотят, чтобы не было богатых", - отвечает тот. "Поразительно", - восклицает графиня, - "а мой дед вышел почти 100 лет назад на Сенатскую площадь, потому что хотел, чтобы не было бедных".

(Reply to this) (Parent)


[info]ligrin
2008-06-03 12:42 pm UTC (link)
Ничего он не лишился. Вид Homo, извините за кощунство, sapiens на самом деле не гомогенен, и некоторым его представителям бесполезно спорить с другими по ряду основополагающих вопросов из-за принципиального несовпадения аксиоматики. Этот вопрос как раз из таких. В вариационном ряду от Лютера до Шафаревича ничего не определяли ни дефицит образования, ни дефицит денег и иже с ними. И совершенно нормальные благополучные люди могут делать из других мыло, расстреливать из автомата школьников и не смеяться над любыми глупостями, а охотно их подхватывать

(Reply to this) (Parent)


[info]allasm
2008-06-04 03:41 am UTC (link)
честно говоря, не очень хорошо знаю, что происходит сейчас в Иране. Но как насчёт такого классического аспекта: президенту Ирана (например), чтоб его любили иранцы же, намного легче (дешевле, с предсказуемым результатом, и т.д.) найти внешнего врага и его атаковать, чем строить те же школы. Я не знаю как сильно санкции или что угодно мешает Ирану, и что в дальней перспективе всей сртране выгодно, но вот руководству в ближней?

(Reply to this) (Thread)


[info]ligrin
2008-06-12 03:12 pm UTC (link)
вполне правдоподобное объяснение IMHO.

(Reply to this) (Parent)

ОФФТОП
[info]ea_vsh
2008-06-07 12:40 am UTC (link)
Кажется, я не вижу вас во френдленте! Проверяю я ее каждый день, а статью эту увидела только сейчас, когда специально к вам зашла. Это только моя проблема, или еще кто-то жаловался?

(Reply to this) (Thread)

Re: ОФФТОП
[info]ligrin
2008-06-07 05:42 am UTC (link)
Может, Вы всё же не заметили? Оно было под катом, т.е. маленькое, и в отлтчие от стишей не синее. П.ч. больше никто не жаловался.

(Reply to this) (Parent)


(17 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…