Лина+Гриша Певзнер (ligrin) wrote,
Лина+Гриша Певзнер
ligrin

Наш ответ Москвошвею :)

Вообще-то этот текст писался как коммент к посту РАЙ ПОД СЕКРЕТНЫМ ЛОПУХОМ
Но получилось слишком много букв - ЖЖ не кушает :)

Ура! Сбылась мечта идиота, о необходимости которой столько лет!..
Москошвей написал о Чикиной! Огромное спасибо!
Будучи любимой до невозможности, Оля, пожалуй, и для меня самый загадочный автор в АП. Теперь, благодаря Вам, кое-что удалось осознать или переосознать.
Абсолютно согласен насчёт помянутого Вами в ответе Лине (ligrin = ЛИна + ГРИНя) персонального приборчика для каждого. Вот разве что, никоим образом не пытаясь лаять на слона Москвошвея, рискну высказать несколько не связанных между собой мыслей.
Начну с «Балерины» которую, если честно, тоже люблю меньше ряда других песен.
В 2005 году, приехав на день в Москву и, мечтая повидать Дулова и Бережкова, но не имея доступа в квартиру первого (аллергия!), я нагло притащил его к последнему, что имело последствия: Бережков впервые «пел для Дулова». И вот, когда в «Тайнинке» вроде бы об утках прозвучало: «но вот одна склонилась и хлеб у ней в руке» и буйные дуловские брови полезли вверх – всё выше и выше, Володя ласково, но твёрдо произнёс: «Так надо. Так надо!»

В «Балерине» при потрясающих деталях и концовке во мне местами всё же проскакивет «не верю». При этом как раз стынущие тапочки евреев (не важно, со ступнями внутри или без оных) вызывают у меня некое конкретное, хотя и трудно формулируемое ощущение, как, кстати, и «маленький еврей» из другой песни (а вот Лине тапочки, как и Вам, мешают!). Суть моих сомнений не в этом.
Вы и сами говорите, что «герой Чикиной живет в идеальном мире», декорации же «Балерины» подчёркнуто не хронологично-историчны, и накладывать эту Москву на Москву разных лет и проверять степень совпадения пазла вряд ли целесообразно с точки зрения сформулированного Вами же! Вопрос ведь не в том, что в какие годы происходило в реальной Москве – тут ответ один: «так надо!», а в дохождении или недохождении посланного месседжа, в том, складывается или нет для слушающего «смальта нюансов». Но зря я об этом, это – мелочи.

А вот всё же принцииальное несогласие (и с Вами, и отчасти с Ниной Вотинцевой) есть у меня, пожалуй, только в трактовке «Маруси», являющейся действительно одной из «знаковых» фигур.
Чикина – автор загадочный. Она лепит своих персонажей, часто сама из-под лопуха не показываясь. Она им всем сочувствует, всех по-своему любит, но насколько с кем из них готова себя идентифицировать, сообщает редко. Большинство персонажей действительно живёт в идеальном мире, вылезая в реальный лишь по мере необходимости. Но ведь не Маруся! Её мир, увы, абсолютно реален. А степень пересечения автор – персонаж близка к нулю.

Маруся – персонаж жутковатый, не знаю, кому с ней тяжелей – ей самой или окружающим. Гиперреально прорисован образ старой девы («в мою удобную кровать!») с избыточным весом и, по-видимому, дисфорической депрессией на фоне (тут не уверен) эпилептоидных черт личности. Она каждый день собирается начать новую жизнь, не справляется с этим и ненавидит за это и себя, и мир.

«...при дисфорической депрессии "вектор вины" смещается на окружение – вся ответственность за жизненные неудачи и постигшие несчастья перекладывается на родственников, друзей и сослуживцев» (с). У меня есть похожие, к счастью, преимущественно виртуальные знакомые. В реале общение с подобными людьми – испытание.

В остальном у меня остаются только слова благодарности. Разве что ещё скажу пару слов о том, о чём уже писала Лина. Вы ведь говорите: «Когда я только начал слушать ее песни...»

Чикина – интроверт, в душе сидящий под своим лопухом, но очень повёрнутый к людям и ответственный. Таков был нежно любимый нами Дулов. Таков, кстати, и Коля Якимов, о коем Вы, к счастью, уже написали! Оля по сути застенчива и – хотел сказать «человеколюбива», но животных она жалеет не меньше, чем людей – милосердна. Своих зрителей/слушателей она тоже любит, жалеет и хочет, чтобы всем было хорошо. И ради нас, ради своих любимых она якобы вылазит из-под лопуха (в этот страшный реал!) и старательно играет роль лёгкого и весёлого экстраверта.

Так вот, в свете этого по нашему опыту с двумя песнями – «Маруся» и «Кот», которые сначала выплеснулись стихами в ЖЖ, в случае Оли всё же важно, сначала прочитал или услышал. Допустив «грех», выпустив из себя ТАКОЕ, она начинает вырвавшийся месседж старательно драпировать и прятать. Сначала за лёгкой, иногда с отсылами к советской попсе, мелодией. Потом за разухабистым исполнением, для чего порой привлекаются аккомпаниаторы (и как раз в «Коте» с Данским для меня остаётся меньше «Кота», чем в варианте с Трухановым) или, к примеру, мужской хор. Но это не всё. Отдельная тема – чикинская мимика, артикуляция и т.д. Сравните текст с одной стороны и звуко-, видеоряд с другой. У Оли потрясающая улыбка. Но улыбка эта сменяет гримасу грусти, а в фонетике, скажем, приблатнённое «э» появляется на месте «е» совершенно не в соотвествии с драматургией текста! Оля всех любит, всем хочет сделать хорошо, а боль и всё интимное часто (к счастью, не всегда) прячет так глубоко, что найдёт только тот, кто воистину захочет. С этим моментами можно соглашаться или не соглашаться, но это данность, это – Чикина. Единственная, любимая и неповторимая.

PS. А вот картинка, которую благодарная Чикина Москвошвею нарисовала: http://moskvoshvej.livejournal.com/3998.html?thread=119966#t119966
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments